13. Религия и страх

Глава четвертая Социально-психологическая сущность религиозного утешения Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы. Для выяснения этой проблемы придется в первую очередь определить специфику религиозных чувств, а также исследовать особенности их динамики в процессе богослужения и индивидуальной молитвы. Задача состоит в том, чтобы выявить особенности религиозного катарсиса, которые определяют его специфическое воздействие на личность и на общество. Религиозные чувства Уже отмечалось, что чувства в сфере религии играют важнейшую, первостепенную роль. Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали.

Страх мистики и религии

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени.

Религии уважают право личности на свободный выбор своего развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря.

Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть из них относится к социологическим, психологические же определения практически просто отсутствуют. И для этого есть определенные основания: Бергера, например, принятие какого-то определения религии, в конце концов, вообще является делом вкуса.

Вебер в свое время создали основу для выделения двух полярных типов определения религии: Функциональные определения обычно характеризуются тем, что за критерий идентификации и классификации явлений принимается функция, которую эти явления исполняют: Напротив, критерием содержательного определения фактически выступает содержание этих явлений. Робертсон предложил связывать номинальные, функциональные определения с дефинициями включающего типа, а реальные определения — с исключающими дефинициями.

Такое широкое определение он основывал на различении духовного и светского, а также на выделении наиболее общих функций религии. Однако такой социологический подход, несомненно, носит слишком общий и не вполне точный характер. Другую позицию занимал Вебер, считавший, что религия как социальное явление проявляется в религиозном поведении людей, руководствующихся соответствующим типом мотивации, анализ которой особенно необходим как для понимания религии, так и для классификации ее разновидностей.

Среди функциональных определений религии первую группу составляют те, которые, как конструкции М. Тиллиха, тесно связаны с так называемыми конечными проблемами существования.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание.

Это психологическое объяснение не учитывает того, что страх скорее .. религии несостоятельна ни с психологической, ни с исторической точек.

Лекция была прочитана в рамках проекта психологического просвещения . Психология религии занимается сознанием религиозных людей: Теолог Джеймс Фаулер описал семь соответствующих стадий. Потом случается синтетически-конвенциональная вера 11—13 лет. Первым появляется Уильям Джеймс. Фрейд называл религию массовым неврозом. Это будет Эдипов комплекс, объясню почему. Представьте себя древним человеком. Самая известная теория Юнга, теория коллективного бессознательного, прекрасно подходит под объяснение религиозности.

Чтобы религия получилась, должно соединиться несколько архетипов. Когда однажды выпала еда, голубь повернулся. Также есть гуманистические религии. Этот эксперимент первым доказал, что височным эпилептикам свойственна гиперрелигиозность. Был выведен принцип, который называется принципом закрепления минимума контринтуитивных идей.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА

То есть, не остаётся места для рассуждений. Я просто обязан стать христианином, потому что, если нет - то я попаду в ад. Какая бы философская, догматическая, откровенческая база под это не подводилась - это запугивание человека. В этом плане мне очень нравится сикхизм Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Посты и обязательства не имеют значения.

страхи и фобии - распространенные причины обращений среди .. от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать.

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.

Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающей, отличающая ее от других потребностей человека Угринович Д. Известно, что в е. Сделано это было для того, чтобы религиозная потребность верующих постепенно ослаблялась и отмирала.

В других же странах, где отношение к религии и церкви было противоположным, наоборот, создавались такие социальные условия, которые укрепляли и усиливали религиозную потребность людей. В вооруженных силах многих зарубежных государств эти условия обеспечиваются как правовыми гарантиями, закрепленными в законах, уставах и наставлениях, так и конкретными мероприятиями, например: Следует отметить, что религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например, познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др.

Психология верующих

Книга приведена с некоторыми сокращениями Религиозная психология и психология религии Одно из наиболее массовых и стойких социально-психологических явлений — религиозная психология сопутствовала человечеству на протяжении большей части его истории и играет еще немалую роль в настоящее время. До сих пор нередко смешивают два термина: Религиозная психология — это совокупность социально-психологических явлений, относящихся к области религии как формы общественного сознания.

Психология рассматривает страх, как эмоциональный процесс, ими являются духовно развивающиеся, религиозные личности.

Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни.

Советская школа психологии религий

Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Страх божьей кары — двигатель прогресса и принятие решений, можно изменить отношение человека к мигрантам и религии. Согласно новому исследованию Американской психологической ассоциации.

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни.

Психология веры, страха и смелости